Арт-дизайн Дизайн интерьера Понятие "фирменный стиль" Баухауз Послевоенный дизайн Радикальный дизайн. Антидизайн. Дизайн -технологии будущего Дизайн интерьера различных публичных учреждений Дизайн квартир Архитектор и интерьер-дизайнер

Свет в интерьере

Свет – важнейшая составляющая интерьера. Неправильно подобранное освещение может погубить любой, даже самый безупречный проект. А потому свету в интерьере уделяется такое большое внимание.

Мы живем в мире цвета, света и созданных ими изображений. Природное освещение, рожденное солнечным светом, подарило множество возможностей и ощущений, а искусственное – стало началом современной цивилизации. Многие годы люди стараются постичь искусство управления светом, но особенно актуальной эта задача становится в работе над интерьером (домашними или коммерческим), а потому без знания о светотехнике и правилах рационального освещения не обойтись.

Основными световыми характеристиками являются температура и мощность. А самую низкую температуру в 1200-1600 Кельвинов имеет самый приятный для человеческого глаза свет – свет огня.

Мощность, измеряемая в Ваттах или свечах – есть яркость света или освещаемой поверхности, которую она дает, а одна свеча (один Ватт) как единица измерения мощности – стандартная восковая свеча с высотою фитиля в половину дюйма и толщиною в 1/8 дюйма.

В интерьере, как и в нашей жизни, существует несколько источников освещения:

1. Абсолютное освещение или абсолютный источник света – это свет, отражаемый от белого предмета, расположенного в солнечную погоду в 12 часов дня 22 июня на Гринвиче в теневой части белого здания, стоящего спиной к солнцу.

2. Дневной свет окружает нас повсюду, несмотря на то, что в интерьерах мы его практически не используем, даже в самую ясную солнечную погоду. Точно так же, как и любое другое освещение, оно может быть различным. И зависит это от того, в какое время суток вы его наблюдаете и какова мощность солнца в это время. Кроме того, дневной свет можно делиться по цветности. Он может быть оранжевым, желто-золотистым или «сквозь облака»… Так, например, в Москве зимой в два часа дня температура света сквозь облака еще неприятнее, чем самое неприятное для человеческого глаза люминесцентное освещение.

3. Искусственный свет, называемый еще танкстон и обозначаемый буквой «Т», также может быть определенной температуры и цвета (желтым, красным, молочным и т.д.). Это освещение, получаемое от обыкновенной лампы накаливания, которая дает температуру приблизительно 3 600 Кельвинов.

Почти все живописцы Эпохи Возрождения (Гоя, Рембрандт) во время своей работы в качестве источника света использовали свечи. И если внимательно смотреть на их картины, можно заметить, что они жженые. Этот же эффект можно наблюдать и на современных фотографиях, если неправильно выбрать пленку. Ни для кого не секрет, что существует фотопленка для дневного и искусственного освещения. Если вы возьмете первую и станете снимать вечером в квартире с обыкновенными лампочками, не включая вспышки, тоже получите выжженные фотографии. В то время как, фотографируя пленкой для искусственного освещения на улице – снимки с фиолетово-синим отливом…

4. Галогеновый свет – свет, проходящий через вольфрамовую нить и имеющий еще более низкую температуру. Галогеновые лампы, составляющие это освещение, делятся на три типа: 12-вольтовые, 24-вольтовые и автомобильные (127- или 240-вольтовые). Последние из них запрещено трогать руками!

5. Люминесцентный и флуоресцентный свет, несмотря на то, что его температура практически приближена к идеальной, является очень неприятным для человеческого глаза за счет своего мигания, которое мы не видим, но ощущаем. Лампочки, используемые при этом освещении, считаются энергосберегающими, как впрочем, и галогеновые, но в отличие от них – не такие капризные и дорогие в использовании. С точки зрения профессионального интерьер-дизайна люминесцентное и флуоресцентное освещение – ложное, в нем практически невозможно точно определить цвет освещаемого предмета. И даже самая красивая ткань под люминесцентным освещением будет смотреться хуже, чем она выглядит под лампочкой искусственного света. А потому такой свет категорически не подходит для английского классического интерьера и интерьера в стиле Саладино – его невозможно насытить нормальным светом. Исключением может быть лишь супер-хайтековский интерьер, в котором подобное освещение может быть уместным.

6. Исторический свет или Historical bulb появился в начале прошлого века и до сих пор встречается в дорогих английских или французских ресторанах и гостиницах. В отличие от обычной цокольной лампочки Historical bulb действительно наполнена вакуумом, а не газом и излучает более теплый свет. Мощность такой лампы ограничивается 40 Ватт. Подобное освещение особенно актуально в хорошем английском историческом интерьере или модном сегодня арт-деко.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что при проектировании интерьера в первую очередь следует определить, какой именно тип освещения будет в нем присутствовать, особенно учитывая то, что дневной свет мы практически не используем и полагаемся на источники искусственного освещения, подчас забывая, что каждый новый источник дает новые ощущения. И от того, насколько верно будут выбраны источники света, будет зависеть правильность решения интерьера, а значит – его красота и удобство. Вот почему большинство специалистов сегодня начинают планирование интерьера именно с выбора источников света, отодвигая выбор штор и цветовое решение проекта на второе место. При этом одно из самых основных правил светоформирования – мощность лампы характеризует освещение в точке ее нахождения, а значит, чем дальше вы находитесь от источника света, тем свет там более рассеянный, т.е. меньше мощность лампы. Поэтому комнату лучше освещать по квадратным метрам!

Особенности освещения коммерческих интерьеров:

При планировании коммерческого интерьера, существуют свои тонкости и нюансы. Один из них связан с освещением.

Так, например, бутики освещаются рассеянным галогеновым светом, и основное требование к нему – 1000 Ватт на квадратный метр. 

Освещение ресторана – тема субъективная. Ресторан можно освещать по-разному, хотя в отличие от парикмахерской это сделать куда проще. Парикмахерская – тяжелейший объект, потому что еобходимо создать комфортные условия не только мастеру, но и клиенту. До России пока не дошла мода на интерьеры типа «ателье» или так называемые «профессиональные места», в которых для человека работающего предусмотрен один тип освещения, а для заказчика, принимающего работу – другой. Поэтому свет в таком интерьере должен быть обязательно регулируемый, при необходимости включаемый и выключаемый в каждом определенном месте.

Но, так или иначе, любое профессиональное рабочее место должно снабжаться тремя источниками света: дневным, дневным желтым и танкстоном – лампой накаливания.

Лекция 5: Декоративные поверхности

Декоративные поверхности – одна из основных составляющих любого профессионального интерьера. Вне зависимости от того, какова их природа, деревянные, зеркальные, бетонные или тканевые декоративные поверхности – одна из самых гибких частей интерьера, за счет которых возможно создать по-настоящему красивый и функциональный дизайн, но только в одном единственном случае – если правильно их использовать.

Начиная свою работу над интерьером, необходимо помнить, что если перед вами стоит задача получить идеально ровную поверхность матового цвета, сделать абсолютно белый интерьер или тот, который не создает ощущения покрашенного, - это задача Декоративных поверхностей. Кроме того, ни они сами, ни интерьеры, в которых они используются, никогда не стареют, как физически, так и морально. Старый рояль всегда будет выглядеть красивым. И даже если на нем появится царапина, можно добавить еще сотню и сказать: «Это особое искусство!». С Декоративными поверхностями – то же самое. – Вы решаете, как они должны выглядеть! От того и стоимость интерьера, включающего в себя Декоративные поверхности, возрастает автоматически, потому что это порождает его эксклюзивность.

Любая поверхность характеризуется тремя основными характеристиками: плоскостью, шероховатостью и блеском. Плоскость – это степень ровности поверхности, измеряемая в процентах и обозначаемая номером F . Максимально возможная плоскость, т.е. идеально прямая составляет 100% ровности, незначительно волнистая – 90% и т.д. Шероховатость – необходимая для интерьер-дизайна характеристика, определяемая на уровне тактильных ощущений и разделяемая на три степени шероховатости: опака, гладкая поверхность и травертин (понятие античной выщербленной поверхности). По степени блеска поверхности разделяются на: матовые, полуматовые и блестящие, которые в свою очередь тоже имеют несколько градаций:

- Матовые поверхности: абсолютно без блеска (dead flat), с минимальным блеском (flat), матовые (matt) и полуматовые (semimatte).
- Полуматовые поверхности  имеют  6 видов блеска: мягкий блеск (soft sheen), атласный блеск (satin), атласное дерево (satin wood), яичная скорлупа (egg shell), шелковая (silk) и полублестящая (semigloss).
- Блестящие также имеют 6 степеней блеска: блестящая (gloss), три уровня сильно блестящих (high gloss, supergloss, brilliant gloss), лакированная (lacquer) и зеркально-блестящая (mirror). 

Однако, говоря про степень блеска поверхности, не стоит забывать и про ее материал, ведь эти два понятия тесно связаны. Так, например, деревянная поверхность должна быть полуматовой, а не блестящей, иначе она будет выглядеть довольно неприятно. Тогда как, гранитная – скорее блестящей и полублестящей. – Матовые оттенки для нее практически неприемлемы, если только это не представляет собой специальный художественный замысел.    

При этом какова бы ни была плоскость, шероховатость и блеск поверхности, для получения идеальной Декоративной поверхности, а впоследствии красивого и функционального интерьера, необходимо использовать профессиональные и качественные материалы. Так, например, если вы хотите создать эффект старых дверей, необходимо их имитировать. В этом случае можно использовать как акриловые, так и современные декоративные финиши, но лучше всего применить обычные масляные краски. Эффект будет потрясающий…

Вообще основное из качеств интерьера – это ухоженность, а потому в нем имеют такое большое значение способы покраски поверхностей. Ведь если просто закатать комнату с помощью валика одним единственным цветом, невозможно получить желаемой глубины, недаром подобный способ покраски называется «складской». А для того, чтобы приготовить вкусное блюдо, необходимо не только взять свежие продукты и воспользоваться правильной рецептурой, но и добавить определенное количество специй. Красота интерьера заключается в его мудрости, изяществе и вашем умении сложить все его компоненты в одном пространстве и в правильной последовательности. В зависимости от способа покраски декоративных поверхностей они могут подразделяться на активные, пассивные и художественные.

Особенности декорирования материалов:

Дерево – природный материал, изначально имеющий декоративную выделку, созданную самой Природой. Под натуральным цветом дерева понимается тот, который можно получить путем зашкуривания поверхности. Однако как только оно обрабатывается защитным слоем, будь то лак, масло, воск или пропитка, дерево перестает быть натурального цвета, приобретая тот или иной декоративный оттенок. Самая сложная задача декоративного финиша – сделать натуральный дуб или бук, чтобы при этом создавалось ощущение абсолютной защищенности.

В архитектурно-интерьерной индустрии на протяжении всего времени использовались пять пород дерева, которые разделялись по типу древесины, внешнему распилу и инструменту, который необходимо было применять для их обработки: самшит (береза, груша, яблоня и тополь) или поделочное дерево, дубовые (ясень, каштан, сосна, лиственница), липа (береза, тополь, сосна, бук, клен), орех и красное дерево. При этом каждое из них больше подходит для реализации определенных идей, в зависимости от того, какую цель вы перед собой ставите. Например, из бука лучше всего делать стулья, столы и двери, а вот для пола он не подходит, потому как не обладает особой пластичностью. – Если вы пройдете по буковому полу на каблуках, на нем останутся следы, и восстановиться он уже не сможет.

Сделать деревянную поверхность темнее или светлее, придать глубину и насыщенность, можно различными декоративными методами, в число которых входят: традиционные и химические отделки, окрашивание и многое другое. Дуб, например, может быть выбелен под цвет разных интерьеров с помощью хлорки, перекиси водорода или белого воска.

Дерево на протяжении всего времени подвергалось химической и колористической обработке. На сегодняшний день существуют три системы окраски дерева: алкидные морилки, которые считаются самыми удачными, спиртовые морилки – то, чем пользовались в советские времена, не отличающиеся особой привлекательностью и акриловые патинации – современная система покрытия прозрачными лессировочными слоями. Так, например, для того, чтобы получить глубокий черный цвет деревянной поверхности, ее нужно покрасить не черной краской, а слоями различных оттенков, от малинового до черного. Подобной техникой красится сегодня вся мебель, производящаяся в Англии и Италии.

Мрамор – как и дерево не может быть плохим или хорошим, ведь это материал натуральный с определенными инженерными и техническими законами. Поэтому, продумывая тот или иной дизайн с использованием мрамора, необходимо прежде проконсультироваться со специалистом. Например, делать мраморную стену, на которой не было бы видно стыков мрамора, нужно исключительно декоративными отделками. – Природный мрамор выглядит намного хуже, нежели декоративная стена, а щели и трещины в нем – обычное явление, поэтому если хотите монолитный пол лучше воспользуйтесь бетоном, как это было в Венеции.  

Зеркало. Существует несколько градаций зеркал. Бутиковое – дорогое, но в то же время, наиболее искажающее изображение. Оно чуть удлиняет и придает золотистый оттенок, но, тем не менее, егодостаточно часто, видимо, по глупости используют в интерьере и на выходе получают совершенно искаженное изображение.Интерьерное зеркало сегодня можно наблюдать во Франции (отель Ритц, Лувр, Версаль и т.д.). По ошибке его иногда называют застаренным, хотя в действительности оно таковым не является. Такие зеркала бывают разных оттенков: золотистое, бронзовое, с красными или черными подложками, и делятся в свою очередь на два вида: с точечками и сусально листовые (Версаль). Кроме того, они используются не только снаружи, но и внутри мебели. И, наконец, обычное зеркало, которое абсолютно не отражает интерьер. Это как музыка в ресторане, которая всегда звучит либо немного громче, чем требуется для того, чтобы можно было вести диалог, либо начинает шипеть так, что хочется ее выключить. Обычное (дешевое) зеркало отражает интерьер в алюминиевом оттенке и немного ярче, чем он выглядит в действительности, поэтому зеркало еще до помещения в интервью замутняется. И за счет своей слабой степени отражения оно создает большую глубину отражаемого пространства.

Застаренная мебель существовала всегда, и, несмотря на то, что в принципе была декорируемой, выглядела как натуральная.  

Конечно, нет ничего плохого и в тех материалах, которые мы привыкли видеть в своих интерьерах: линолеум, керамогранит, обои, ламинат и т.д. Плохо то, что подчас они неправильно используются или даже, скорее всего, просто не сочетаются друг с другом… И в этом случае помещение вместо того, чтобы стать красивым, превращается в абсолютно абсурдное… Что может быть бредовее, чем дубовый паркет рядом с керамогранитом? – Все равно, что тюнингованные Жигули… А клеить бумагу на стены (обои), когда в интерьере висят шелковые шторы? – Настоящее мещанство! Почти, как если бы экзотический салат выложить на одноразовую пластиковую тарелку… Поэтому прежде чем заниматься дизайном, все же не мешало бы познакомиться поближе с теми материалами, которые вы собираетесь в нем использовать… И тогда, наверняка, у вас все получится…

Готика — стиль архитектуры зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью. В нем важны не столько применяемые цвета и материалы, сколько их сочетаемость и стилевое единство с обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными. Картины в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. Окна во Французских домах, кстати идут от пола и всегда имеют маленькие балкончики.
Готический стиль (2 пол. XII-XV вв.). Стиль сложного психологического состояния, он стал воплощением всего периода Средних веков в понимании современного человека. Готика — в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое "лицо": огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Динамика и экспрессия форм поздней, "пламенеющей", готики.
Особенности современного дизайна интерьеров